Логопедическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации (КИ)

 

учитель-логопед   Груздева Юлия Вячеславовна 

     

Кохлеарная имплантация (КИ)- это наиболее эффективный метод слухоречевой реабилитации глухих детей.  Реабилитационный процесс  носит комплексный характер и   предполагает целенаправленную работу по формированию языковой компетенции ребенка.  Главной целью логопедического сопровождения является – интеграция детей с КИ в среду слышащих сверстников.

 

Задачи логопедического сопровождения:

1. диагностика  речевых нарушений;

2.логопедическая помощь ребенку с КИ в овладении полноценной речью;

3.тесное взаимодействие специалистов и родителей в повышении результативности коррекционной работы.

     В начале учебного года проводится логопедическое обследование для  определения  уровня  развития всех компонентов речи ребенка: фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса. В результате анализа данных обследования устанавливается уровень речевого и слухового развития ребенка с КИ.

   На основе анализа результатов диагностики и наблюдения за ребенком разрабатывается планирование коррекционной работы. При этом учитываются не только закономерности нормального речевого развития, но и  своеобразие как речевого, так и общего развития глухого ребенка.

      Коррекционная работа строится с учетом  уровня слухоречевого развития, индивидуальных особенностей ребенка. На основе анализа результатов обследования и наблюдения за ребенком разрабатывается планирование коррекционной работы.

       Коррекционная работа осуществляется по следующим направлениям:

vразвитие понимания речи;

vкоррекция звукопроизношения;

vуточнение и расширение лексического запаса;

vформирование грамматического строя речи;

vкоррекция письменной речи.

     Одним из центральных звеньев логопедической  работы является обогащение словаря.

  При работе по коррекции звукопроизношения на подготовительном этапе внимание уделяется  развитию подвижности органов артикуляции и выработке правильного речевого дыхания. Эти упражнения подготавливают почву для дальнейшей работы по постановке звуков. На следующих этапах обучения проводится работа по закреплению и автоматизации произносительных навыков на различном речевом материале (слогах, словах, словосочетаниях, фразах, текстах) и в самостоятельной речи.

    Параллельно с работой над произношением проводится и работа по развитию слухового восприятия учащихся. Эта работа строится в течение всего обучения на материале изолированных звуков, слов, фраз разговорно-обиходного характера  и связных текстов. Речевой материал усложняется с учётом возраста, индивидуальных особенностей учащихся и этапа обучения.

   В работе по устранению имеющихся буквенных замен на письме используются компенсаторные приемы (зрительно-кинестетические представления о звуках), так как зрительная афферентация имеет большое значение в работе детьми после КИ. Для исправления ошибок на письме применяются и обходные методы, заключающиеся в запоминании детьми основных корневых слов со звуками, не дифференцируемыми на слух и имеющими  сходные буквенные обозначения  как в печатном, так и в рукописном шрифте.

 

  Систематически проводятся консультации для родителей  по  результатам диагностики, о динамике развития навыков обучающихся, о необходимости участия в реабилитационном процессе сурдопедагога и родителей, т.к. только совместная работа учителя, учителя- логопеда, сурдопедагога и родителей позволяет достичь оптимальных результатов в абилитации детей после кохлеарной имплантации.