Учитель-логопед Груздева Ю.В.
СИНКВЕЙН – это один из приемов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить.
Технологию критического мышления называют главной компетенцией профессионала XXI века.
Критически мыслящие люди умеют
решать задачи,
открыты для новых идей,
умеют решать проблемы в сотрудничестве с другими людьми,
умеют слушать собеседника,
рассматривают проблемы с разных точек зрения, любознательны.
Использование приема «синквейн» технологии «РКМЧП» способствует активизации учебной деятельности обучающихся с ОВЗ, позволяет создать условия для развития инициативы и самостоятельности учащихся, обеспечить условия для реализации творческих возможностей ребенка.
Слово « Синквейн» происходит от французского слова «cinq»-пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы.
Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хокку и танка. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчете слогов в каждом его стихе. Если интересно, то его слоговая структура -2-4-6-8-2, всего 22 слога. Авторы, развивавшие стихотворную форму в дальнейшем, предложили ряд ее вариаций: обратный синквейн, зеркальный, «бабочка», корона и даже гирлянда синквейнов.
Но педагоги используют в работе дидактический синквейн - прием технологии критического мышления через чтение и письмо. В этом случае текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Данный прием эффективно использовать в работе по обогащению, систематизации словарного запаса, так как мыслительные процессы занимают значительное место в развитии лексико-грамматического строя и смысловой стороны речи.
Синквейн может быть предложен как индивидуальное самостоятельное задание, так и для работы в парах; реже как коллективное творчество.
При работе по составлению синквейна рекомендуется предоставить ученикам построчные напоминания-правила, так как выразить чувства и мысли в письменной форме гораздо сложнее, чем в устной.
Правила написания синквейна таковы:
Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.
Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему.
Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.
И, наконец, пятая строка – слово резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.
Для учащихся 1-2-х классов можно предложить графическую схему написания синквейна. По форме она напоминает серебристую елочку.
Использование приёма «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:
- придать безликим лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечить непроизвольное запоминание материала;
- отработать знания о частях речи;
- знания о предложении;
- значительно активизировать словарный запас школьника;
- совершенствовать навык использования в речи синонимов;
- активизировать мыслительную деятельность;
- совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему-либо. стимулировать развитие творческого потенциала учащихся.
Примеры синквейна.
1.Сахарница
2.Фарфоровая, глубокая
3.Хранит, служит, украшает
4.Красивая и удобная часть чайного сервиза
5.Посуда
1. Приставка
2. Короткая, слитная
3. Изменяет, создает, присоединяет
4. Помощница в образовании новых слов
5. Часть слова
Возможен также вариант предоставления ученикам неполного синквейна без указания первой строки с целью определения названия темы и урока в целом.
1. ********* (Глагол)
2.Живой, яркий
3.Работает, говорит, делает
4.Является самостоятельной частью речи
5.Действие
Таким образом, синквейн – это
упражнение, которое, с одной стороны, является формой свободного творчества, а с другой — активизирует лексический запас учащихся;
прекрасный материал для анализа индивидуального объёма словаря школьников, позволяющий скорректировать дальнейшую
работу по его обогащению.