Синквейн как инновационный прием в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

 

Учитель-логопед Груздева Ю.В.

 

СИНКВЕЙН – это один из приемов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо).

 

  Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить.

 Технологию  критического мышления называют  главной компетенцией  профессионала  XXI   века. 

 Критически мыслящие люди умеют 

 решать задачи, 

 открыты для новых идей, 

 умеют решать проблемы в сотрудничестве с   другими людьми, 

 умеют слушать собеседника,

 рассматривают проблемы с      разных точек зрения,  любознательны.

  Использование приема «синквейн» технологии «РКМЧП»  способствует активизации учебной деятельности обучающихся с ОВЗ, позволяет  создать условия для развития инициативы и самостоятельности учащихся, обеспечить условия для реализации творческих возможностей ребенка.

 

Слово « Синквейн»  происходит от французского слова «cinq»-пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы. 

  Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хокку и танка. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчете слогов в каждом его стихе. Если интересно, то его слоговая структура -2-4-6-8-2, всего 22 слога. Авторы, развивавшие стихотворную форму в дальнейшем, предложили ряд ее вариаций: обратный синквейн, зеркальный, «бабочка», корона и даже гирлянда синквейнов.

            Но  педагоги  используют в работе  дидактический синквейн  -  прием технологии критического мышления через чтение и письмо. В этом случае текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической  заданности  каждой строки.

     Данный прием эффективно использовать в работе по обогащению,  систематизации словарного запаса, так как мыслительные процессы занимают   значительное место в развитии лексико-грамматического строя   и смысловой стороны речи.

Синквейн может быть предложен как    индивидуальное самостоятельное задание, так и  для работы в парах; реже как коллективное    творчество.

  При работе по составлению синквейна рекомендуется предоставить ученикам построчные напоминания-правила, так как выразить чувства и мысли в письменной форме гораздо сложнее, чем в устной.

Правила написания синквейна таковы:

Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного. 

Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему.

 Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

 Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна. 

И, наконец, пятая строка – слово резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов. 

 

Для  учащихся  1-2-х классов   можно  предложить  графическую схему  написания синквейна.  По форме она напоминает серебристую елочку.

 

Использование приёма «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:

 - придать безликим лексическим единицам  эмоциональную окраску и обеспечить непроизвольное запоминание материала; 

 - отработать  знания о частях речи;

 - знания о предложении;

 - значительно активизировать словарный запас школьника;

 - совершенствовать навык  использования        в  речи синонимов; 

 - активизировать мыслительную деятельность;

 - совершенствовать  умение  высказывать       собственное  отношение к чему-либо. стимулировать развитие творческого потенциала учащихся.

 

Примеры синквейна.

1.Сахарница

           2.Фарфоровая, глубокая               

           3.Хранит, служит, украшает                     

 4.Красивая и удобная часть  чайного сервиза       

 5.Посуда  

 

1. Приставка

2. Короткая, слитная

3. Изменяет, создает, присоединяет

4. Помощница в образовании новых слов

          5. Часть слова  

  Возможен также вариант предоставления ученикам неполного синквейна без указания первой строки с целью определения названия темы и урока в целом.

 

1.  ********* (Глагол)

2.Живой, яркий

3.Работает, говорит, делает

4.Является самостоятельной частью речи

5.Действие

 

 

Таким образом,  синквейн – это 

 упражнение, которое, с одной стороны, является формой свободного творчества, а с другой — активизирует лексический запас учащихся;

 прекрасный материал для анализа индивидуального объёма словаря школьников, позволяющий     скорректировать дальнейшую

    работу по его обогащению.