Как организовать занятия с детьми

 

Учитель-логопед Груздева Юлия Вячеславовна

 

 

   Если у человека правильная, чистая, грамотная речь, то он коммуникабелен, легко вступает в общение, понятно выражает свои мысли, умеет договариваться с окружающими. И наоборот, нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, способствовать развитию таких качеств характера, как застенчивость, нерешительность, замкнутость. Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на снижении успеваемости в школьный период обучения, на выборе профессии в дальнейшем.

 

   Поэтому воспитание правильной речи у ребенка должно начинаться в раннем возрасте. Дефекты звукопроизношения, возникнув в детстве, могут сохраниться на всю жизнь, если вовремя не будет оказана помощь специалистов. Необходимо помнить о полноценном формировании устной речи. Чем большим запасом слов обладает человек, тем богаче и выразительнее его речь. Богатство словаря служит критерием общей культуры и речевого  развития ребенка. Большой и правильно систематизированный словарный запас является надежным залогом того, что ребенок в школе хорошо усвоит грамматические правила, сможет применить их на практике. У ребенка, поступающего в школу, в словарном запасе должно насчитываться около 2500 слов, у детей с отставанием в развитии речи этого не наблюдается. Это приводит к тому, что возникают трудности в период школьного обучения. При написании диктанта учащиеся не могут подобрать быстро и безошибочно проверочные слова, так как  не знают точного значения многих слов.

 

   Ведущая роль в работе по профилактике и преодолению речевых нарушений принадлежит логопеду. Но для достижения эффективного результата в профилактике или преодолении речевого дефекта необходимо активное участие родителей. Часто у них возникает вопрос: «Как организовать занятие дома?» Ведь основная трудность в организации – это нежелание ребенка заниматься. Перед началом занятия приготовьте все, что вам потребуется. Важно вызвать интерес у ребенка, создать благоприятные условия к выполнению заданий. Поэтому необходимо помнить, что основная деятельность детей дошкольного возраста – игровая. Игра – это самая естественная и привлекательная для детей форма занятий. Для оформления игры-занятия можно использовать картинки, игрушки, сказочных героев, рифмованные тексты (например, для развития артикуляторной моторики можно прочитать сказку «О веселом язычке» и вместе с героем выполнять артикуляционные упражнения, использовать стихотворные тексты для развития мелкой моторики рук, загадки для развития логического мышления и т.п.  Развитие речи связано и с развитием памяти. Это требует регулярных, значительных тренировок с раннего детства. Заучивание потешек, загадок, считалок, сюжетов сказок и рассказов, лимериков, стихотворений способствует развитию памяти.

 

   Для достижения положительных результатов необходимо проводить занятия ежедневно. Их длительность без перерыва не должна превышать 15-20 минут, так как  позже внимание у ребенка рассеивается, и он не будет воспринимать информацию. Родители в состоянии все знания, речевые навыки и умения, полученные во время занятий с логопедом, закреплять дома в свободное время в игровой форме.  

 

   Для учащихся начальных классов при выполнении домашних заданий можно ввести специальные игровые элементы, которые использовались в играх дошкольников. Но они  будут иметь другие цели и задачи. Основная их роль повысить мотивацию учащегося к выполнению заданий и выработать навык самоконтроля, вызвать интерес к познавательной деятельности.

 

   Все это поможет достичь положительных результатов в решении учебных задач и приведет к повышению успеваемости, грамотности.

 

 

Используемая литература.

 

1.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003.

 

2.Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.