Развитие письменной речи младших школьников

 

 

Груздева Юлия Вячеславовна учитель-логопед

 

    Чтение и письмо являются базовыми школьными навыками. Без них дальнейшее обучение невозможно. Поэтому нарушение письменной речи у младших школьников - одна из самых актуальных проблем  школьного обучения.

         Л.С. Выготский называл письменную речь «алгеброй речи», подчеркивая сложность усвоения данного вида речевой деятельности, ее значение в истории развития человечества.

    Многие исследователи рассматривают письменную речь в качестве транслятора культуры. Обучение письменной речи влияет на  развитие личности ученика, потому что при создании текста обучающийся  систематизирует обобщенные способы отражения действительности.                В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо. Письмо является особой  формой  речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Это  знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков.  Письмо – это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. Оно  обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и общедвигательного.       Процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произнесения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи,  зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При несформированности одной или нескольких выше перечисленных функций может возникнуть нарушение процесса овладения письмом.

         Если обучающийся  с трудом усваивает  членимость речевых единиц, то это  отражается в отсутствии обозначения границ предложений — заглавных букв и точек.  Это объясняется тем, что внимание ребенка не может продуктивно распределяться между основными задачами письма: техническими, логическими, орфографическими. У него не сформированы умения воспринимать интонационное оформление фраз, соотносить его с основными правилами пунктуации. И в результате, он не использует правило постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале.

       Значительное количество  специфических ошибок на уровне предложения выражается в  аграмматизмах, т.е. в нарушении связи слов: согласования и управления. В дальнейшем несформированность грамматического строя речи, бедность словарного запаса, нарушение понимания причинно-следственных связей у обучающихся приведут к сложностям при написании изложений и сочинений.

    Особое внимание направлено на работу  над предложением.  Требуется начать обучение с простого нераспространенного предложения. Сначала необходимо  сформировать у детей абстрактнозрительное представление, что  слово является единицей предложения, ведется работа по определению  синтаксической основы предложения. Для этого используются  разнообразные упражнения, которые проводятся  в устной форме с использованием системы сигналов обратной связи (карточки с графическим изображением слов — предметов, действий, признаков, графические схем предложений, идеограммы, символы, цифровой ряд, т.д. ). Также используются задания по самостоятельному составлению предложений в письменной форме. Параллельно проводится  работа над смысловой и интонационной законченностью предложения.

    В дальнейшем внимание уделяется распространению и грамматическому оформлению предложения. Затем ведется работа над  более сложными предложениями.  У детей развивают умение полно и грамматически правильно выражать свою мысль, что  важно для  всей работы над связной речью.

    Обучение и развитие — два тесно взаимосвязанных процесса. Овладение письменной речью подразумевает переход от наглядного к отвлеченному мышлению. Формирование письменной речи должно быть организовано с учетом всех ее психологических особенностей  с самого начала школьного обучения.

 

Литература

1.    Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999

2.    Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. М.: Просвещение, 2002