Груздева Юлия Вячеславовна учитель-логопед
Чтение и письмо являются базовыми школьными навыками. Без них дальнейшее обучение невозможно. Поэтому нарушение письменной речи у младших школьников - одна из самых актуальных проблем школьного обучения.
Л.С. Выготский называл письменную речь «алгеброй речи», подчеркивая сложность усвоения данного вида речевой деятельности, ее значение в истории развития человечества.
Многие исследователи рассматривают письменную речь в качестве транслятора культуры. Обучение письменной речи влияет на развитие личности ученика, потому что при создании текста обучающийся систематизирует обобщенные способы отражения действительности. В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо. Письмо является особой формой речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков. Письмо – это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. Оно обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и общедвигательного. Процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произнесения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При несформированности одной или нескольких выше перечисленных функций может возникнуть нарушение процесса овладения письмом.
Если обучающийся с трудом усваивает членимость речевых единиц, то это отражается в отсутствии обозначения границ предложений — заглавных букв и точек. Это объясняется тем, что внимание ребенка не может продуктивно распределяться между основными задачами письма: техническими, логическими, орфографическими. У него не сформированы умения воспринимать интонационное оформление фраз, соотносить его с основными правилами пунктуации. И в результате, он не использует правило постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале.
Значительное количество специфических ошибок на уровне предложения выражается в аграмматизмах, т.е. в нарушении связи слов: согласования и управления. В дальнейшем несформированность грамматического строя речи, бедность словарного запаса, нарушение понимания причинно-следственных связей у обучающихся приведут к сложностям при написании изложений и сочинений.
Особое внимание направлено на работу над предложением. Требуется начать обучение с простого нераспространенного предложения. Сначала необходимо сформировать у детей абстрактнозрительное представление, что слово является единицей предложения, ведется работа по определению синтаксической основы предложения. Для этого используются разнообразные упражнения, которые проводятся в устной форме с использованием системы сигналов обратной связи (карточки с графическим изображением слов — предметов, действий, признаков, графические схем предложений, идеограммы, символы, цифровой ряд, т.д. ). Также используются задания по самостоятельному составлению предложений в письменной форме. Параллельно проводится работа над смысловой и интонационной законченностью предложения.
В дальнейшем внимание уделяется распространению и грамматическому оформлению предложения. Затем ведется работа над более сложными предложениями. У детей развивают умение полно и грамматически правильно выражать свою мысль, что важно для всей работы над связной речью.
Обучение и развитие — два тесно взаимосвязанных процесса. Овладение письменной речью подразумевает переход от наглядного к отвлеченному мышлению. Формирование письменной речи должно быть организовано с учетом всех ее психологических особенностей с самого начала школьного обучения.
Литература
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999
2. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. —М.: Просвещение, 2002