Учитель-логопед Груздева Юлия Вячеславовна
Понятие «компетенция» с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.
Современный образовательный процесс предполагает использование нестандартных педагогических задач, которые направлены на развитие творческого потенциала учащихся и на применение двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и умения осмысленно применить полученную информацию. Поэтому использование технологии «РКМЧП» в образовательном процессе является актуальным.
Все чаще технологию критического мышления называют главной компетенцией профессионала XXI века. Слово «критическое» происходит от двух греческих слов: «kritike» – искусство судить и «kriterion» – средство для суждения. Критическое мышление – необходимое условие, помогающее нам делать осознанный выбор, предсказывать и планировать последствия наших поступков и нести ответственность за принятые решения.
Структура технологии развития критического мышления через чтение и письмо представлена в виде трех этапов (вызов, осмысление, рефлексия), которые соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности.
Когнитивные процессы - это психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. К ним относятся ощущения, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. На основе психических процессов происходит формирование знаний умений и навыков. Чтение является одним из главных учебных предметов начального образования и представляет фундаментальную основу универсальных компетенций: познавательной, коммуникативной, информационной, средством коммуникации и когнитивного развития ребенка. Чем больше ребенок читает, тем более у него развито внимание и воображение. Благодаря чтению расширяется кругозор ребенка, развивается речь, в результате совершенствуются его умственные способности. Поэтому важно прививать учащимся интерес к чтению. Желательно предлагать ребенку подборку книг по интересующей его теме. Например, книги о животных, о космосе, о путешествиях, о жизни замечательных людей. Для поддержания интереса к чтению у детей начальной школы книги должны быть с яркими красочными иллюстрациями.
Понимание прочитанного связано с мышлением, зависит от него и определяет его. Не менее важен для понимания текста и объем оперативной памяти, позволяющий удержать все элементы текста, последовательность событий. Уровень понимания текста является показателем сформированности когнитивных функций.
Чтение и письмо являются базовыми школьными навыками. Без них дальнейшее обучение невозможно. Л.С. Выготский называл письменную речь «алгеброй речи», подчеркивая сложность усвоения данного вида речевой деятельности, ее значение в истории развития человечества.
Письмо – это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. Оно обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и общедвигательного. Процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произнесения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При несформированности одной или нескольких выше перечисленных функций может возникнуть нарушение процесса овладения письмом. Современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.
В последние годы увеличилось количество детей с нарушениями письменной речи. Они допускают большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Ограниченный словарный запас, недостаточная сформированность семантической стороны речи, отсутствие четких звуковых представлений о слове затрудняют нахождение родственных слов, необходимых для проверки безударного гласного. В письменной речи они используют в основном существительные и глаголы, реже встречаются прилагательные, местоимения, наречия. В создаваемых ими синтаксических конструкциях наблюдаются отклонения от общепринятых норм построения предложений. Необходимо помнить, что значительное место в развитии лексико-грамматического строя и смысловой стороны речи занимают мыслительные процессы. Поэтому в работе по обогащению, систематизации словарного запаса, развитию грамматических категорий эффективно использовать один из приемов технологии развития критического мышления ― синквейн. Применение данного приема при традиционной модели коррекционного обучения позволит, с одной стороны, сохранить содержательный и практический характер занятий, а с другой ― поможет сделать их более увлекательными и эмоционально насыщенными, что, несомненно, будет способствовать раскрытию творческого потенциала учащихся.
Использование синквейнов для работы с обязательным для усвоения лексическим материалом позволяет придать работе бо́льшую эмоциональность и образность, обеспечить его непроизвольное запоминание, активизировать познавательные процессы учащихся, стимулировать развитие их творческого потенциала и, наконец, превратить «безликие» лексические и речевые единицы в личностно значимые.
Обучение и развитие — два тесно взаимосвязанных процесса. Овладение письменной речью подразумевает переход от наглядного к отвлеченному мышлению. Формирование письменной речи должно быть организовано с учетом всех ее психологических особенностей с самого начала школьного обучения.
Успешное формирование навыка чтения и письма оказывает влияние на становление ключевых компетенций обучающихся, в первую очередь на развитие критического мышления, высокий уровень развития которого является необходимым во всех сферах повседневной жизни.
ЛИТЕРАТУРА