В последние годы среди учащихся начальных классов увеличивается количество детей, имеющих не только нарушение звукопроизношения, но и нарушения чтения и письма. Родителям нужно знать и помнить, что консультация логопеда необходима, если ученик допускает специфические ошибки (по Ястребовой А.В.).
Ошибки при нарушении звукопроизношения и фонематических процессов.
1.Смешение и замены согласных (оппозиционных)
2.Пропуск гласных
3.Различные искажения звукобуквенного состава слова (попуски, перестановки, написание лишних букв)
4.Раздельное написание частей слова
5.Замены и смешения йотированных букв
6.Графические ошибки
Ошибки при недостаточности смысловой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя речи.
1.Смешение и замены слов по акустическому и семантическому сходству
2.Различные искажения слоговой структуры слова
3.Ошибки падежных окончаний
4. Ошибки предложного управления
5.Ошибки согласования
6.Слитное написание предлогов со словом
7.Неправильное использование суффиксов, приставок
8.Нарушение порядка слов в предложении
9.Различные деформации предложения (пропуски, недописывание, искажения)
10.Отсутствие границ предложения
11.Различные деформации предложений сложной синтаксической конструкции (слитное написание союзов и союзных слов, написание одного главного или придаточного)
12.Трудности построения связного письменного текста (цельности, связности), приводящие к следующим ошибкам:
-деформация (отсутствие начала, заключения, пропуски частей);
-нарушение логики построения текста;
-неадекватное использование лексико-грамматических средств высказывания.